Когда я учился в школе, мы несколько раз писали сочинение на тему «Кемты хочешь стать?». Наверное, пишут дети и сейчас. Даже сейчас,до определённого возраста хочет человек быть космонавтом, артистом, археологом, путешественником, кем-то ещё. И это не детскаяинфантильность, это нормально,— подражать какому-то герою.
А становится человек за пределами детства… добытчиком денег. Уже кем быть – не вопрос.Хоть кем — были бы деньги. И все вокруг хотят что-то иметь, а вот, чтоб кем-то быть — про этокак-то уже не слышно. Воспитали, направили. Один мой давний знакомый, в прошломвысококвалифицированный рабочий, договорился до того, что заявил: бог – это деньги.
Нет цели быть. Все жаждут иметь. У нас так стало относительно недавно. Ещё живы те, кто помнит о том, как он хотел кем-то быть и этим кем-то становился. Не ради денег.
А, к примеру, традиционный европеец на эту тему давно не парится: он и других, и себя самого оценивает с точки зрения того, что у кого есть. Мне рассказывали «русские немцы», как там выбирают друзей. Ежели люди где-то как-то знакомятся (а такое случается редко), они тут жепытаются выяснить, где ты живёшь, какая у тебя работа. Если живёшь в своём доме, а нев квартире, и работа у тебя престижная, или собственный бизнес — значит, нужно продолжить знакомство. А нет – нафиг-нафиг, такие друзья не нужны. Вдруг взаймы попросят.
Для западного человека это нормально, оправданно. Простой, массовый, западный человек, «филистер», как называли его Маркс и Энгельс, обыватель по-нашему, он книжек не читает, а еслии читает, то живёт не по книжкам, а по обычаям своей среды. А главный обычай там такой: ты —это твоё имущество и твой банковский счёт.
Во время первого кризиса какой-то фармацевтический воротила бросился с моста, потому что фирма его разорилась. Откуда у него такое отчаяние? Голодать он явно не голодал бы, его бытне изменился бы, тот же дом, та же машина, та же еда. Но в том-то и штука, что он – это его бизнес, это его банковский счёт. Потеряв статус, он уже умер. Поэтому, бросившись с моста,он просто привёл внешнюю действительность в соответствие с внутренней.
Мы были не такие. Мы в большинстве — не имущественный народ. Ни за что не зацепляемся,живём вне вещей и мимо вещей. Из глубины веков идёт у нас свой обычай: главное — не сколькоу тебя в кошельке, а каков ты есть, потому что сегодня – на коне, а завтра – в говне. Оттого и вещинам в руки не даются, не можем мы организовать опрятную, разумную, основательную жизнь. Взглянем на наши города и посёлки, раздолбанные улицы и дворы-помойки. Для нашего народа легче взять Берлин, чем опрятно и систематически собирать мусор.
Ещё мало кто научился копить деньги. Есть – гуляем, нет – лапу сосём (или ещё чего).Мы наследственно расположены к равенству. Мы-то знаем и ещё помним, что все равны всем,—и первый вельможа, и последний смерд. Потому что этот вельможа совсем недавно «из грязи –в князи». И дебильное чванство, которое часто видишь, как ни странно, от этого же стихийного демократизма: очень уж мы все равны внутри, вот и хочется как-то выпендриться снаружи.
Ещё раз вспомню советскую школу, где всех учили тому, что не импортными шмотками надо гордиться, а знаниями, победами на олимпиаде, успехами в труде, потому что шмотка износится,а знания и умения, уважение людей — останется. Но это было в совке, в каменном веке, до нашейэры.
Потом настала дивная демократическая эра. Теперь у нас «всё как у людей». Главное — не какойты, даже не кто ты, а главное — сколько у тебя денег. Деньги — это ты, а ты — это деньги.Если ты такой умный, то почему тогда такой бедный?
Для чего отечественный «филистер» живёт и работает? Сначала, чтобы удовлетворить «базовые потребности»: поесть, приодеться, жильё какое-никакое заиметь. А дальше — ради престижа.Надо самоутвердиться, заявить о себе, обрести причины себя уважать: крутое авто, дача, Куршавель, на худой конец – Эмираты.
Набор мотивов для самоуважения не выдумывается каждым для себя лично, он задаётся«цивилизованным» обществом, а человек выбирает из имеющегося набора.
Сегодня у нас критерий один — деньги. Никаких критериев и мотивов кроме денег нет. Успешныйчеловек — это человек денежный. Больше денег — больше уважения.
И «юноша, обдумывающий житьё», имеет перед собой всего одну дорогу успеха — дорогу, ведущуюк деньгам. Все дороги, которые к большим деньгам не ведут — это дороги второсортные. И самты тогда второсортный. А кому охота быть второсортным? Вот здесь и коренится причина многих наших бед, вроде очень разных, но растущих из одного корня. Здесь и преступность, и невротизацияс суицидом, и наркотики.
У нас уже нет уважения к труду и к творчеству. Из «быть и иметь» — молодая поросль выбирает только «иметь». Усвоив такой взгляд на вещи, мы всё более и более становимся нацией профанови халтурщиков. Зачем какое-то умение? Главное умение – «делать бабки». Мастерство, умение,знание — не уважается. Если к этим качествам прикладываются деньги — тогда ладно, живи.Если денег нет — чего о нём говорить — лузер, лох.
Человек оценивается по тому, какая у него машина, где он отдыхает. Ну и конечно, где живёт. Никто уже не говорит: «Меня всё устраивает». Что значит — устраивает? У тебя айПад старый, тачка отстойная, сам не на Золотой миле — не может тебя всё устраивать! Иди — куй бабло.
Это западный подход к делу, но Запад всё-таки филиграннее, чем мы себе представляем.На Западе есть много шкал престижа, в том числе и не денежных, хотя денежная шкала —главнейшая. Россия же всегда была и есть страна мирового гротеска с куражом: у нас все идеи доводятся до абсурда и карикатуры: и марксизм, и либерализм, и педерастизм.
У нас дорога успеха объявлена одна — дорога большого бабла. Она, кстати, привела к тому, что деликатно именуется коррупцией, а на самом деле процесс правильно назвать разграблением государства. Для чиновника нет никаких критериев уважения и самоуважения, кроме денег. Желать того, что какие-то допотопные эстеты называли «служением общественному благу» и видетьв продвижении по этому пути критерий самоуважения? Какая чушь! И совесть – чушь, и ЕдинаяРоссия – чушь, но в ней НАДО БЫТЬ ради доступа к деньгам.
А ведь была когда-то почётной стезя служения Отечеству. И на этой стезе был особый смысл,с которым люди ассоциировали свою жизнь. Сейчас этой стези нет — есть только дорога большого бабла. Дальнейшее — понятно. Имеем то, что имеем.
Уже признано за установленный факт: кроме денег никаких стимулов для человека нет. То естьиногда надо делать вид, что есть что-то ещё, но на самом деле — нет.
А когда политики, чиновники, журналисты, учёные, военные, все-все-все — имеют один критерий успеха и один-единственный жизненный стимул – деньги, не оттого ли стольубого то, что по привычке именуют гражданским обществом? Даже у спортсменов, при всех миллионных гонорарах и иностранных тренерах — больших побед на олимпиадах что-то не видно…
Но не напрасно было упомянуто сначала, что для русских такой подход не органичен. Чужой это подход. Ну, нажил ты деньги — и что? Деньги есть, а счастья нет. И тебя нет. Потому что нетни умения, ни знаний. Таков жизненный итог очень многих «успешных», по сегодняшней мерке, людей. Они об этом догадываются, но скрывают свои чувства как какие-то постыдные, лузерские.
«Европейский буржуа наживается и обогащается с сознанием своего большого совершенстваи превосходства, с верой в свои буржуазные добродетели. Русский буржуа, наживаясьи обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели»,— писал Николай Бердяев сто лет назад в «Судьбе России». Буржуев прогнали, теперь завелись новые, «а ты всё та ж, моя страна в красе заплаканной и древней». Архетипы народного сознания меняются медленно, а может — и вовсе не меняются. Только на это надежда. Поклонение мамоне — это забвение русского народного духа. Это чужая и чуждая для него дорога. Нужны другие цели, иные дороги. Хотелось бы верить в то, что народный дух готов их найти.
И уже не я завершаю, а детский писатель Саша Кругосветов: «Мир любви огромен. А миры денеги материальной выгоды – булавочные головки в нем. Живи с любовью. Иди в мир любви и будьсчастлив. Иди в остывающие миры выгоды, неси туда свою любовь. Не тяни на себя лямки борьбы.И все твои наваждения отпадут как пиявки от тела души твоей. Отогрей эти миры своей любовью.Миры выгоды умрут сами. И память о них изгладится из памяти людей. А может, это произойдети раньше. Так, как поет Ю. Шевчук. Тогда, когда кончится нефть»
Свежие комментарии